| |||
|
#1 | |||
| Группа: Заглянувшие Регистрация: 24.05.2011 Сообщений: 1 Галерея: 0 Репутация: 0 |
Алена Салаева: «Золотой» газ для Европы В последнее время внимание всей мировой общественности и прессы приковано к вопросу энергетической безопасности, в особенности после очередного подтверждения, что «мирный атом» не является таким уж мирным. Пока альтернативные источники энергии – это только надежды на будущее, главной надеждой настоящего по-прежнему остаются нефть и газ. И именно они являются основными рычагами воздействия на мировой политический истеблишмент. Самой обсуждаемой и не менее спорной стала тема двух конкурирующих энергетических проектов: российского «Южного потока» и европейского Nabucco. Напомним, что проект Nabucco, спонсируемый Европейским союзом, будет иметь протяженность в 3300 км и стоимость 7,9 млрд. евро. Он предусматривает поставку газа из Каспийского региона и Ирака в европейские страны в обход России через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Венгрию, Румынию и Австрию. Участниками проекта являются австрийская OMV, венгерская MOL, болгарская Bulgargaz, румынская Transgaz, турецкая Botas и немецкая RWE. В качестве главных поставщиков газа по этому трубопроводу рассматриваются Азербайджан, Ирак и Туркмения. Планируемая мощность трубопровода на завершающей стадии проекта составит 31 млрд. кубометров. Строительство газопровода начнется в 2012 году, первые поставки газа начнутся в 2015 году. Конкурирующей альтернативой европейскому проекту и одновременно еще одним «рычагом влияния» России на объединенную Европу должен стать газопровод «Южный поток». Планируется ввести газопровод в эксплуатацию к 2015 году. Планируемая мощность «Южного потока» - 63 млрд. кубометров газа в год, его оценочная стоимость - 15,5 млрд. евро. Проходящий через Черное море в страны Южной и Центральной Европы проект направлен на диверсификацию маршрутов экспортных поставок российского газа. Предполагается, что морской участок газопровода протяженностью около 900 километров пройдет по дну Черного моря через экономическую зону Турции от компрессорной станции «Русская» на российском побережье до побережья Болгарии. Однако, как полагают ряд экспертов, с проектом «Южный поток» не все так гладко, как его пытается представить Россия европейской и международной общественности. На пути «Южного потока» есть свои и весьма серьезные «подводные камни». В частности, старший эксперт Института экономики переходного периода Сергей Жаворонков в своих интервью поясняет, что «Россия постоянно имеет проблемы со среднеазиатскими странами – Туркменией, Узбекистаном и Казахстаном, без газа которых она будет просто не в состоянии закрывать объемы экспортных контрактов». «Раньше Россия могла давить на азиатов за счет отсутствия альтернативы сбыта, но сейчас Китай строит свой трубопровод в Среднюю Азию, и очень скоро у них появится выбор», – отметил он. Кроме того, «Южный поток» пройдет по турецкой акватории Черного моря, а с Турцией в сфере энергетики у России всегда были неопределенные отношения. Напомним, что, когда строился «Голубой поток», Турция изменила свои условия задним числом. «Я думаю, что турецкой дипломатии эта история запомнилась и понравилась, поэтому сейчас может произойти нечто подобное», – считает Жаворонков. Несмотря на многократные встречи и переговоры соглашения с Турцией по этому проекту до сих пор не достигнуто. А согласие Турции критически важно. Впервые этот вопрос встал в мае 2009 года на встрече в Сочи между российским премьер-министром Владимиром Путиным и его турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом. 17 марта текущего года завершились очередные российско-турецкие энергетические переговоры. Ожидалось, что на них Анкара разрешит проложить морскую часть «Южного потока» через свою территорию. Однако и тут Турция отказалась представить необходимые документы, тем самым поставив реализацию трубопроводного проекта по удар. Колебания турецкой стороны, судя по всему, отражают влияние министра иностранных дел Ахмета Давутоглу, который скептически настроен по отношению к российско-турецкому энергетическому союзу. Выбирая между «Южным потоком» и Nabucco, турецкое правительство могло предпочесть последний из-за того, что он даст более сильный толчок давним планам по расширению внутренней газораспределительной сети страны и увеличению производства электроэнергии. Кстати, по оценкам экспертов, самый дешевый путь российского газа в Европу – это маршрут «Белоруссия-Польша». За ним по мере удорожания следуют трубопроводы через Украину, затем «Северный поток», далее идут Nabucco и самый дорогой – проектируемый российский «Южный поток». И если маршруты поставок сырья будут развернуты в обход Восточной Европы – по северному и южному направлениям, российский газ поистине станет для европейского потребителя «золотым». Например, «Северный поток» может оказаться неконкурентоспособным даже по сравнению с доставкой сжиженного сланцевого газа из США танкерами, констатируют эксперты Приводят аргументы, что проект «Южный поток» - это блеф, затеянный российской стороной. Директор российского Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов назвал «Южный поток» «дорогим и ненужным газопроводом». «Не секрет, что у «Южного потока» труба очень дорогая. Россия хотела бы избежать строительства дорогих и ненужных газопроводов»,- отметил российский эксперт. К тому же остается не ясным, откуда возьмется газ для «Южного потока» - с тех пор, как торговля энергоресурсами между Россией и Туркменией практически прекратилась в 2009 году. Рассчитывать на западносибирский источник Ямал не приходиться: Европа уже получает 33 млрд. куб. в год через газопровод «Ямал-Европа», а разработка месторождения к тому же постоянно отстает от графика. Это определенно не та идея, на которую Европа хотела бы опираться в построении своего энергетического будущего на период до середины века. На такую мысль специалистов, да и всю общественность натолкнуло последнее решение главы правительства РФ Владимира Путина: он потребовал от министра энергетики Сергею Шматко исследовать возможность строительства завода по сжижению газа (СПГ) на российском побережье Черного моря. В свою очередь, такой завод может снизить надобность в газопроводе «Южный поток», строительство которого считается скорее следствием политических действий, нежели преследованием экономической выгоды. «Проект строительства завода СПГ на берегу Черного моря может стать причиной задержки начала строительства газопровода «Южный поток», а в дальнейшем и вовсе отказом», - считает Михаил Корчемкин из группы East European Gas Analysis. Путин дал Шматко и его специалистам неделю, чтобы подсчитать возможные доходы от экспорта сжиженного газа в Европу. «Параллельно нам нужно поговорить с нашими коллегами в Европе и о том, чтобы совместно с ними поработать над проектами строительства сооружений по приему сжиженного газа», - отметил Владимир Путин. Итак, сами собой напрашиваются следующие выводы: политическая игра России ни ей самой, ни ее европейским партнерам абсолютно не выгодна экономически. Но для борьбы с конкурентным проектом Nabucco надо что-то делать, вот правительство РФ и активизирует информационные кампании, в рамках которых активно пытается представить в выгодном для себя свете поистине «золотой Южный поток» и одновременно дискредитировать более экономически выгодный для объединенной Европы проект Nabucco. Параллельно Минэнерго РФ пытается разработать альтернативные проекты доставки среднеазиатского газа в ЕС, одним из направлений которых может стать создание терминалов по сжижению газа. |
Социальные закладки |
|
Метки |
nabucco, ален, газ, газопровод, год, дорогой, европа, золотой, салаев, южный поток |
Опции темы | |
|