Результаты недавних исследований Национального банка гласят, что в одах в среднем порядка 60 процентов составляющей инфляции приходилось на равновесное сезонное значение инфляции.
Данный показатель отражает слабую конкурентную среду, наличие монополий и олигополий на отдельных рынках товаров и услуг, сезонное снижение доступности или сужение ассортимента потребительских товаров и услуг для населения. При этом влияние роста заработной платы на инфляцию в 2010 году усилилось, и его вклад в инфляцию колебался от 22 до 45 процентов.
По сути, такой тренд сохраняется и поныне. За последний квартал продовольственная корзина казахстанцев подорожала почти на 6 процентов, что сопоставимо со среднегодовой инфляцией.
По данным Госстатагентства, с начала года (март 2011 года к декабрю 2010 года) инфляция составила 3,7 процента. При этом продовольственные товары подорожали на 6 процентов, непродовольственные – на 0,9, услуги – на 3,6 процента. При этом инфляция в годовом выражении (март 2011 года к марту 2010 года) составила 8,6 процента, продовольственные товары подорожали на 12,6 процента, непродовольственные – на 5,3, платные услуги – на 6,7 процента.
Отметим, что в прошедшем месяце повышение цен отмечено на хлебопродукты и крупяные изделия на 1 процент, на крупы – на 6,3, муку – на 1,6, макаронные изделия – на 1,4, булочные и мучные кондитерские изделия – на 0,8, хлеб – на 0,2 процента.
Уровень цен на сахар стал выше на 2,4 процента, фрукты и овощи свежие – на 1,4, мясо и птицу – на 1,3, кондитерские изделия – на 1, молочные продукты – на 0,9, масла и жиры – на 0,8 процента. Снижение цен зафиксировано на рис – на 0,2 процента, яйца – на 0,4 и картофель – на 3,1 процента.
Странные данные дает статагентство по услугам жилищно-коммунального сектора. Так, по их данным, тарифы на содержание жилья снизились на 2,3 процента (с чего бы это?), сбор мусора – на 1,2 процента, газ, транспортируемый по распределительным сетям, – на 0,4 процента (вообще фантастика), центральное отопление – на 0,1 процента (тогда как двумя месяцами ранее оно подорожало почти на треть). Причем критику в этом плане можно продолжать бесконечно. По той же картошке, которая в прошлом году стоила максимум 90 тенге за килограмм, а сейчас 130, все понятно.
Статагентство уже многие годы живет некоей отдельной от страны жизнью. Ему дают данные, оно их обрабатывает и выдает за чистую монету. В итоге все довольны. И показатели хорошие, и честность соблюдена. Во всяком случае, относительная. Правда, здесь следует добавить – это официальная честность. А вот, к примеру, почему ни один из отечественных экономистов не верит официальным статданным? Почему маркетинговые департаменты иностранных компаний, привыкшие ориентироваться на рынок, а не на менталитет, заказывают услуги у независимых маркетологов за немалые деньги, хотя на родине они все это получали бесплатно?
На текущий год Нацбанк и правительство Казахстана прогнозируют инфляцию в 6–8 процентов. Как достичь таких показателей, пока непонятно, судя по тому, что уже за первый квартал мы покрыли почти половину максимального уровня.
А вот по другим данным складывается совсем другая картина. По прогнозам BCC Invest, в ближайшие 5–10 лет среднегодовые темпы инфляции в Казахстане составят 6–9 процентов годовых. И в этой связи не случайно, что Национальный банк по итогам первого квартала этого года будет принимать решение о необходимости внесения корректировок в официальный прогноз инфляции на текущий год.